Система выпуска и снижения токсичности ОГ
Система выпуска отработавших газов служит для очистки цилиндров от продуктов сгорания топ-
ливовоздушной смеси. В системе выпуска отработавших газов установлен ряд элементов и сис-
тем для снижения содержания токсичных компонентов в отработавших газах. В систему сниже-
ния токсичности данного двигателя входят:
– Система рециркуляции ОГ и дроссельная заслонка – снижение содержания NOx.
– Окислительный нейтрализатор – снижение содержания NOx,, CH, CO.
– Сажевый фильтр “DPF” – снижение содержания твердых частиц сажи.
Окислительный нейтрализатор и сажевый фильтр (DPF)
Окислительный нейтрализатор и сажевый фильтр объединены в одном корпусе.
В данной системе процесс снижения токсичности ОГ разделен на два этапа. На первом этапе в
окислительном нейтрализаторе снижается содержание углеводородов CH и оксида углерода
CO. Перед окислительным нейтрализатором установлен датчик температуры отработавших га-
зов, способствующий оптимизации работы окислительного нейтрализатора и в частности улуч-
шению процесса снижения содержания СH в отработавших газах.
На втором этапе происходит улавливание твердых частиц сажевым фильтром. Сажевый фильтр
представляет собой элемент, состоящий из множества ячеек (сот), в которых происходит улав-
ливание сажи.
Улавливание сажи сажевым фильтром (DPF).
Из-за постоянного накопления в сажевом фильтре твердых частиц (сажи), для нормального его
функционирования, необходимо производить очистку (прожиг) сажевого фильтра, иначе сажевый
фильтр может выйти из строя. Признаком засорения сажевого фильтра могут быть снижение мощно-
сти двигателя, динамики при разгоне и повышение противодавления.
Процесс прожига сажевого фильтра представляет собой сжигание (окисление) сажи при темпе-
ратуре около 600С до нетоксичного CO2. При запуске процесса прожига по сигналу блока
управления двигателем форсунки начинают впрыскивать большее количество топлива (увеличи-
вается основной впрыск и производится дополнительный впрыск) и начинает работать дрос-
сельная заслонка, в результате чего температура ОГ повышается. Таким образом, при запуске
процесса прожига сажевого фильтра, температура ОГ перед сажевым фильтром является клю-
чевым параметром для успешного протекания процесса. Для измерения этой температуры, ус-
тановлен датчик температуры ОГ перед сажевым фильтром. За сажевым фильтром так же уста-
новлен датчик температуры ОГ, контролирующий температуру ОГ после сажевого фильтра, тем
самым предохраняя сажевый фильтр от перегрева.
Датчик давления в системе выпуска (дифференциального давления) через систему трубок и шлангов
регистрирует падение давления после прохождения газами сажевого фильтра. В процессе работы
двигателя сажа постепенно накапливается в сажевом фильтре и разница давлений до и после саже-
вого фильтра увеличивается. Сигнал данного датчика используется блоком управления двигателем
для вычисления загрязнения сажевого фильтра. Основываясь на показаниях данного датчика, блок
управления двигателем принимает решение о необходимости проведения очистки (прожига) сажево-
го фильтра и зажигает соответствующий индикатор.
Датчик давления в системе выпуска (абсолютного давления) контролирует давление перед сажевым
фильтром и определяет состав (количество сажи) отработавших газов перед сажевым фильтром.